28 августа Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В Священном Писании ничего не сказано о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви.
Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Когда же настало время Ее земной кончины, во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость, что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась, ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.
Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.
Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и вознести Ее в рай.
Тело же Богородицы апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и кисти приросли.
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».
Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти. Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни. В Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос воскресил умерших, и смерть Он называл при этом именно успением. Не умерла, но спит, — сказал Спаситель об умершей дочери начальника синагоги Иаира (Мф 9:24). И о Лазаре, который заболел и умер: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его (Ин 11:11). В дни Пасхи в храме звучит песнопение: «Плотию уснув, яко мертв…» — и здесь сну уподоблена смерть Самого Христа.
Поэтому праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.
На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.
С Праздником, дорогие братья и сестры!
Тропарь,
глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,
во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,
преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,
и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак,
глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу
и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние
гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:
я́коже бо Живота́ Ма́терь
к животу́ преста́ви
во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Задостойник
А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася,
ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо.
Побежда́ются естества́ уста́вы
в Тебе́, Де́во Чи́стая:
де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть;
по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́,
спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́.
Величание
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.